Диплом 2009 / газета "Вечерняя Одесса" / №91 (9025) 2009 год от 25 июня
22 июня на сцене ТЮЗа защищали дипломные работы студенты гримерного и костюмерного отделений Одесского театрально-художественного училища (директор — Сергей Мюльберг). Эти ежегодные защиты театралов давно стали излюбленным шоу для молодежи. Да и тертым в театре калачам было тут чему подивиться!
ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ — художники-гримеры и пастижеры (мастера париков). Председатель предметной комиссии — педагог Ольга Григорьевна Вирановская; руководитель дипломов — Яна Альбертовна Скопелидис. Председателем дипломной комиссии был заслуженный деятель культуры Украины, директор Русского театра Александр Копайгора; в комиссию входил также сценограф ТЮЗа, заслуженный художник Украины, педагог Николай Вылкун.
Дело гримеров — работа подчас и не слишком эффектная внешне, не то что костюм. Профессия вроде бы из вспомогательных, но попробуй без нее обойдись в шоу-бизнесе! Каковым являются, как ни крути, и «важнейшее из искусств», и сцена, и эстрадная попса. На все свой манер! Иногда — буквальный, с тщательным следованием изученным тобою этнографическим образцам: вот Оля Мисюра неравнодушна к «желтой жаркой Африке, центральной ее части» — и превратила рослых натурщиков в племя масаев. Заплела им акриловые косички — не отличить от настоящих; «вождю» и «колдунье» нарастила пеньковые гривы... Театр или кино? Скорее, кино: очень натуралистично. Африканский же цвет кожи был получен посредством... древесной морилки.
Оля Негреба выдала экстравагантные парики мольеровской эпохи, именно для «Мещанина во дворянстве»: здесь присутствовал момент стилизации, авторского иронического отношения. А Надежда Ганжий выпустила на сцену тусовку вампиров — эти ребята, честно говоря, выглядели чуток стереотипно: возможно, потому, что за отправную точку был взят литературный образец не из классических, но зато макияж и прическа «египетской» вампирши с накладными когтями были выполнены впечатляюще роскошно! Что ж, и голливудские разборки вампиров с оборотнями имеют свои стереотипы и требуют своих профессионалов.
Японские стилизации в авангардном духе исполнила Вика Кузнецова. А Эльвира Мамедова сочинила, используя проволоку, синтепон, трикотаж и аэрозоли, таких монстров-марсиан из Брэдбери, что Александр Евгеньевич Копайгора должен их с клешнями отхватить для своего «Вия». Юле Кухте удался подводный мир, особенно «медуза», увешанная воздушными шариками (тут случай, когда гример-пастижер сама выполнила и костюмы). Паричок у «медузы» своими нитями-бусинами изумительно имитировал колышущиеся щупальцы. Это была отличная придумка для эстрады.
Мистического ужаса нагнала на публику мастерица — золотые руки Юля Беляева. Она привела на сцену Осириса, Анубиса и Гора. Эти шлемы-маски были шедевром бутафорского искусства! Соколиноглавый бог и бог-песиголовец являли не ученический, а полноценный театральный продукт высочайшего класса. В образах не было буквалистики, при строжайшем, однако, следовании канону египетской иконографии: мера в стилизации, дисциплина в фантазии, четко выдержанный пластический силуэт, выверенный колорит: черный цвет и золочение эффектно играли при подсветке. Хоть в кино, хоть в драму, хоть в оперу!..
Мария Олейникова дала стилизацию XVIII века — вычурные клумбы и парусники на дамских куафюрах глазами нашей ироничной современницы.
ДОШЛО ДЕЛО до костюмного дефиле — и тут Голливуд уже не пыжится, лежит в лежку. Это видеть надо! И это надо — купить. Лучшим киностудиям мира. Бродвею!
Тут ребята и девчонки получают уроки сценичности на собственных трудностях. Вот, казалось бы: купи на Седьмом километре красивую турецкую ткань и сооруди костюм султана, — что ты паришься, размалевывая тряпку грубейшими «огурцами»? Ан, как раз со сцены-то эти «огурцы» выглядят роскошным восточным орнаментом, а какая-нибудь тонкая отделка, на которую столько сил положено, пропадает, выглядит буднично и тускло. Потому что сцена — искусство грубое, сцена — великий обман! Такая история получилась у Юли Прибитковской с костюмами к «Запорожцу за Дунаем». Украинскую же вышивку она удачно заменила кружевной аппликацией, и вышло броско и правдоподобно.
Наташа Потоцкая просто-таки потрясла театралов костюмами к «Женитьбе Фигаро» — да их бы для Ла-Скала приобрели за большие деньги! Мало того, что создан точный образ эпохи рококо — крой и ручная отделка такие, что у маркизы де Помпадур, поди, лучшей модистки не было. Тонкость, изыск — и при этом истинно сценическая броскость, выразительность, игра детали. Те же качества проявили три автора «Венецианского карнавала» — Катя Петрова, Оля Шмалько и Алла Коленистова. Изумительная изобретательность в материалах и технологиях, зрелищность, изысканность. И Анна Голубицкая тоже представила такие «русские пляски», что сама Примадонна для своих подтанцовок подобной роскоши не видывала.
А как подумаешь, каких бешеных денег стоили эти дипломные модели их авторам!..
Художественно-костюмерным отделением руководит Любовь Васильевна Егорова; руководителем же дипломных проектов у всех была Анна Вячеславовна Лагунова. Им, право же, есть чем и кем гордиться. А я который год с тревогой думаю: эх, девчонки, куда же вам теперь... в нашем государстве? Разве что и впрямь в Голливуд пробиваться?..
Валентина ЛЕВЧУК.